Илья Пономарёв: Мы хотим вывести «народный курорт» на мировой уровень

20 Июня 2016

— Илья Владимирович, чем оказался привлекателен кузбасский горнолыжный курорт, что для его развития была создана совместная корпорация с региональными властями?

— Шерегеш отличается от Красной Поляны в Сочи или от Карелии — в первую очередь, тем, что Красная Поляна получила хороший толчок к развитию в результате очень значительных федеральных инвестиций, а Шерегеш — это яркий пример любви людей к своему краю, которые за 20 лет смогли сделать бренд, который сегодня даже обходит Сочи. Причем сделано это было с незначительным количеством бюджетных вливаний. Сейчас требуется реструктуризация «народного курорта Кузбасса». Хотелось бы, чтобы Шерегеш стал всемирно известным сибирским курортом европейского уровня — с самым лучшим снегом, самыми лучшими елками и с самым длинным сезоном в России.

Основные предпосылки того, что мы стали активно заниматься этим проектом, базируются и на санкционной политике, и на высокой курсовой волатильности — сильно вырос въездной туризм, увеличился внутренний туризм. Он в прошлом году показал рост в 18%. Еще одной важной предпосылкой для развития горнолыжных курортов в России является то, что Россия — страна северная, и зима у нас длинная, зимние виды спорта всегда пользовались популярностью. Но количество людей, которые у нас сегодня занимаются горными лыжами, меньше, чем в США, в 8 раз, ниже, чем в Финляндии, в 17 раз. А это значит, что есть очень большой потенциал роста. Горный хребет Мустаг, на котором расположен Шерегеш — это уникальное место в Сибири, где толщина снега в зимний период достигает 6 метров, устойчивая толщина снежного покрова — 2-4 метра. Причем, несмотря на низкие температуры, снег этот не смерзается, это мягкий пухлый снег. В этих условиях можно реализовать то, из-за чего люди ездят, например, в Британскую Колумбию, можно реализовать в России.

— Как можно сформулировать ключевую задачу проекта?

— Если смотреть данные по 2015 году, то видно, что Шерегеш занял первое место в России по числу посетителей и основная задача проекта — удержать Шерегеш в первой тройке горнолыжных курортов страны. Расчетная численность на срок реализации — 1,5 млн человек в год. Численность туристов в 1 млн человек в завершившемся сезоне была достигнута даже при том, что и логистика, и уровень инфраструктурного обеспечения уступает курортам европейской части страны. Эта проблема должна быть решена в рамках проекта, к которому мы подходим не просто как к девелоперскому, ориентированному на уже сложившуюся туристическую зону, а как к созданию горнолыжного курорта нового качества — но на уже имеющейся основе. Это организация новых инвестиционных возможностей. И основные вложения, которые предполагается делать, — это, конечно, вложения в инфраструктуру и продвижение возможностей для частных инвесторов.


— Как вам видится история проблемы и какими путями планируется ее решать?

— Шерегеш развивался довольно спонтанно — каждый приходящий инвестор мечтал построить свой подъемник, свое кафе. Сейчас есть десятки гостиниц, десятки кафе [всего построено 208 объектов, — RESFO], но инфраструктурно единого курорта не сложилось. Это вполне корректируемая ситуация, и при комплексном проектировании зоны, при приведении ее в порядок мы получим существенный рост качества. Аналитика, которую мы провели на курорте уже сейчас, показывает, что цены в приличных заведениях общественного питания — московские, очереди даже не московские, потому что инфраструктура сильно перегружена, и возможности инвестирования в нее в сегодняшних условиях ограничены.

Инженерно-транспортная инфраструктура должна быть выполнена на единой базе с единым центром управления, по тем стандартам, которые существуют сегодня на всех ведущих мировых горнолыжных курортах — единый ски-пасс, единая зона катания, позволяющая безопасно в течение всего дня перемещаться по всему курорту. Для этого есть различные возможности начиная от катания вне трасс в лесу с глубоким снегом и заканчивая трассами, которые соответствуют нормам FIS и могут быть использованы для соревнований любого уровня. Как отдельную возможность мы рассматриваем создание под горой медицинского кластера.

В рамках подготовки проекта совместно с администрацией Кемеровской области была создана проектная компания — Корпорация развития горнолыжного курорта Шерегеш, — и основным функционалом этой компании планируется формирование управляющей структуры, которая возьмет на себя основные интеграционные функции по развитию курорта. Предполагаемый объем инвестиций в инфраструктуру (улично-дорожная сеть, отопление, водоснабжение, электроснабжение, парковки) — около 8,5 млрд рублей. Эта задача — крайне небанальная, учитывая толщину снежного покрова, который образуется к концу зимнего сезона. Срок реализации проекта — до 2021 года. К концу 2016 года планируется завершить работу по детальному планированию, межеванию, формированию схем финансирования всей социальной и инженерной инфраструктуры. А в следующем году должны начаться работы на площадке.

И основные инвестиции, которые мы рассматриваем, это инвестиции в инженерные сети. Например, сейчас то тепло, что поступает в гостиницы, очень дорогое. Сейчас у нас уже есть базовая модель, есть потенциальные инвесторы, даже, наверное, уже можно выбирать из тех, кто хотел бы заняться реализацией этого проекта. Несколько сложнее будет с водоснабжением, понадобится участие в том числе федеральных целевых программ.

— Если уж вы заговорили о федеральных программах, то какие источники финансирования вы рассматриваете, кроме средств инвесторов?

— В качестве возможности дополнительного привлечения средств федеральных целевых программ мы совместно с администрацией Кемеровской области рассчитываем на грант Ростуризма, который поставил Шерегеш на первое место в своем рейтинге горнолыжных курортов России. Мы рассчитываем на привлечение средств по привлечению средств программы моногородов, поскольку ранее Шерегеш был населенным пунктом горно-металлургической зоны. И это уникальный случай, когда такая территория трансформируется в туристический центр. Для нас это проект, когда базовой отраслью в территории становится не промышленность, не сельское хозяйство, а возможности использования российской природы. В этом мы видим серьезную бизнес-возможность, возможность выйти на территории.

Поэтому, естественно, мы рассчитываем и на привлечение инвестиционных фондов через инвестиционное соглашение, которое мы будем прописывать, прорабатывать для инвесторов, которые будут вкладываться в объекты — отели, рестораны и так далее — во все, что делает горнолыжный курорт горнолыжным курортом. Сейчас работают консультанты, мастер-план разрабатывался канадцами — они работают в качестве консультантов, «Росинжениринг» мы тоже привлекли в качестве консультантов. Мы считаем, что документация будет подготовлена на должном уровне. Тем более, что проект в таком формате — серьезный шаг в самой методологии развития туристических центров в России. Мы полагаем, что, отработав, ее можно будет применять потом и в других местах. Основная общая черта российских курортов — это дефицит инфраструктуры, дефицит качественного управления. И при комплексном подходе эти проблемы могут быть решены. И такой проект — интересен для стратегического инвестирования при правильном его структурировании.

 


— Насколько высока будет конкуренция Шерегеша с существующими в Сибири туристическими зонами — той же Белокурихой с ее многолетней историей? Особенно, учитывая сезонность горнолыжного курорта?

— Планируется и летняя загрузка туристической зоны в Шерегеше, то есть планируется сделать загрузку круглогодичной — это может быть детский и взрослый туризм, медицинские услуги и так далее. Например, в Европе горнолыжный курорт строится там, где есть хорошая гора, это главное условие выживания в конкурентной борьбе. Кроме того, в Шерегеше есть другие возможности — например, по летнему велосипедному туризму, или по скалолазанию — на Мустаге уже проводился чемпионат России по скалолазанию, регион интересен для путешествия на квадроциклах или для снегоходного туризма. Сегодня летняя загрузка есть, но она намного меньше, чем летняя. Например, в Белокурихе традиционно сложилось так, что спросом пользуется именно медицинское направление. И для Шерегеша мы это направление тоже рассматриваем. Но не думаю, что будет актуальной конкуренция Шерегеша и Белокурихи — последняя уже имеет свой сложившийся образ, свой круг клиентов.

Если будет построена дорога Турочак — Таштагол, можно уже будет говорить о создании туристического кластера, когда человек, приехавший в Южную Сибирь, сможет посмотреть Телецкое озеро и реку Катунь на Алтае, сможет съездить в Шерегеш в Кемеровскую область. Вряд ли это будет конкуренция, скорее, это будет синергия. Сейчас уже стоит вопрос не привлечения туристов в Шерегеш, а вопрос решения логистических проблем. Нужно выводить на новый качественный уровень авиасообщение, потому что такой качественный снег востребован состоятельными и хорошо катающимися лыжниками.

 

Ссылки по теме